Татьяна Яковлева — Больше, чем реальность (О Леониде Стуканове)

1982-L_Stukanov-photo-M_M_Basov-e1331638609454«Не скрою: поначалу мы его немного побаивались. Представьте, заходит в класс человек с усами а-ля Дон Кихот, в белых джинсах, черной блузе, а на груди — цепочка с черепом… В те годы это воспринималось как шок! Таких людей в городе не было! А нам тогда было по 10-12 лет. В то же время он с первого взгляда вызывал уважение. Чувствовалась сила личности, авторитет! В моем классе он преподавал живопись и рисунок. Виртуозность, с которой Леонид Стуканов правил наши рисунки, вызывала восхищение!».

Юрий Шабельников, художник, интервью (Новая таганрогская газета. — 2012. — 3 марта).

Фото М.С. Басова

Леонид Александрович Стуканов (28 января 1947, Нордбург, Винхаузен, Германия — 16 мая 1998, Таганрог) — российский художник, педагог, член Союза художников России.

Родился в Нордбурге, куда его мать была угнана немцами во время оккупации Таганрога. В 1949 году вместе с матерью вернулся в Таганрог.

Занимался несколько лет в изостудии ДК комбайнового завода у Валентины Руссо. В Ростовское художественное училище им. М .Б. Грекова смог поступить только с третьего раза, учился с 1964 по 1968 год и закончил живописно-педагогическое отделение (класс П. Н. Черенова). В училище Стуканов считался лучшим рисовальщиком.

По окончании РХУ вместе со своими друзьями А. Ждановым, В. Собко и Л. Пузиным работал в Новоусманьской художественно-оформительской мастерской. Вернувшись в Таганрог, с 1969 по 1997 год преподавал в Таганрогской детской художественной школе.

Считал своим учителем Александра Жданова, с которым учился в одной группе РХУ, дружил многие годы и состоял в переписке после эмиграции Жданова в США в 1987 году. Друзья называли Стуканова «Графом». Это имя придумал ему Жданов ещё в студенческие годы. Любил музыку, сам играл в духовом оркестре.

В 1988 году принимал участие в выставках товарищества «Искусство или смерть» («Однодневная выставка», «Жупел»). При жизни Л. Стуканова состоялось только две персональных выставки, в Таганрогском театре им. А. П. Чехова (1987) и в Театре на Таганке (1992).

Трагически погиб при невыясненных обстоятельствах: был убит в собственной мастерской. Похоронен в Таганроге, на Николаевском кладбище. До 30-летнего юбилея своей педагогической деятельности он не дожил всего лишь год.

Л. Пузин, сокурсник Леонида Стуканова по художественному училищу им. М.Б. Грекова, отмечает в воспоминаниях, что некоторые преподаватели подозревали его в тайном пристрастии к гиперреализму. Это определение следует рассматривать скорее как оценку виртуозной техники и уровня художественного мастерства, но не как характеристику стиля. Его картины — за гранью реализма. Как отмечает художник, ученик и коллега Стуканова по художественной школе им. Блонской Юрий Шабельников, «работал он [Стуканов] в довольно узком спектре: живопись, рисунок… Тяготел к традиции, но в то же время в его работах ощутимо влияние экспрессионизма, символизма и декаданса. При этом он не был концептуалистом или метафизиком, а был настоящим формалистом в высоком значении этого слова. В консервативно-педантичном подходе к делу был строг и последователен. И тут, безусловно, сказались его немецкие корни. И в технике, и в филигранной графичности работ ощутима его немецкая аккуратность. Он был безумно въедлив в плане техники рисунка, рисования. Не случайно Врубель, Цорн, Фешин были его любимыми авторами».

Трансреализм, который не переходит за грань реальности, а, преступая её, ведёт в мир художника, для которого приемлемо только иносказательное объяснение действительности. Причём той действительности, творцом которой является он сам. Возможно, поэтому многие видят в полотнах Стуканова что-то мистическое, но это обусловлено не столько средствами художественной выразительности, сколько эмоциональной подачей и производимым впечатлением. Иногда словами трудно описать, в чём суть неповторимого стиля Леонида Стуканова. Его современники и ученики при единодушном признании гениальности этого художника зачастую затрудняются охарактеризовать его художественную манеру. Это нечто невыразимое словами, но обладающее колоссальной силой притягательности. Это попытка пойти дальше, чем правда, когда говоришь о себе, о человеке, о вечном. В его живописных работах завораживает многозначность цвета: излюбленный темно-зелёный, ставший, например, фоном-занавесом в «Автопортрете с Рембрандтом», пронзительный серо-голубой — цвет глаз мальчика, за спиной которого зритель видит античную маску гигантских размеров, прозрачно-зелёный цвет берёз, чёрная речка. В этих работах — цвет, кажется, значит больше, чем сюжет.

Среди графики Леонида Стуканова можно выделить цикл работ, посвящённый библейской теме, портретные работы. Однако в каждой из них узнаётся характерная линия, где-то лёгкая и по-матиссовски лаконичная, а где-то наполненная интенсивным ритмом.

Работы художника находятся в собраниях Ростовского областного музея изобразительных искусств, Таганрогского художественного музея, музея современного изобразительного искусства на Дмитровской (Ростов-на-Дону), в галерее «Piter» (Таганрог), галерее «Авангард» (Ростов-на-Дону), частных коллекциях России, США , Германии, Франции. Представленные работы публикуются впервые.

 

 

_C0928 _C0912_C0905A

 _C0924_C0907A

Работы из личного архива С.И. Яковлева


Татьяна ЯковлеваТатьяна Яковлева — кандидат филологических наук. Окончила Таганрогский государственный пединститут по специальности «филология» и Южный федеральный университет по специальности «психология». Автор научных статей, посвящённых изучению концептов в статической и динамической сферах русского языка. Живёт в Таганроге.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *