Татьяна Яковлева — Очередь на Энсора

james ensor - portrait of the artistsЕсли бы на выставку Джеймса Энсора выстроилась гигантская очередь, она напоминала бы полотна самого художника: разношерстная толпа из лиц, прикрывающихся масками, и масок, пытающихся быть лицами. Излюбленные герои Энсора, возможно,  вышли через сувенирную лавку его матери, где продавались морские раковины, китайские болванчики, карнавальные принадлежности, а, возможно, они были просто отражением посетителей в стеклах витрин.

Джеймс Энсор (13 апреля 1860 — 19 ноября 1949) — бельгийский художник, график и живописец.

Безусловно, в последние десятилетия жизни он стал знаменитостью, официально почитаемой в родной Бельгии: ему был пожалован титул барона, его портрет украсил почтовую марку. Но в 1880−1890 годах молодой Энсор являл собой скандальную и дерзкую фигуру. Он прославился работами с фантастическими зловещими сценами, населенными фигурами в масках и скелетами.

Карнавальные маски, гротескные фигуры, скелеты, странные и чудовищные образы, своим язвительным и мрачным юмором напоминающие Босха и Брейгеля. Он смотрел на человеческое общество, как на маскарад. Слова Оскара Уайльда о том, что «маска всегда выразительнее лица», в полной мере отражали мировоззрение Джеймса Энсора. В реальной жизни люди скрывают чувства, мысли и желания за масками благопристойности, воспитания или хитрости. Следовательно, балаганная маска может выразить все тайные пороки и движения души − необходимо только подобрать соответствующее выражение «лица». «Маска означает для меня свежесть тона, пронзительную экспрессию, пышный декор, неожиданные жесты, беспорядочные движения, особую взволнованность», — говорил художник. Его живопись и графика обладали дидактическим или сатирическим налетом, предполагающим социальную или религиозную критику.

Самая прославленная работа Энсора – гигантский «Въезд Христа в Брюссель». Размеры картины очень велики. Ее невозможно охватить одним взглядом и приходится рассматривать по фрагментам. В правой части картины изображены театральные подмостки с актерами. Лицедеи прервали пьесу для того, чтобы Христос увидел спектакль человеческой жизни, происходящий прямо на улице. Здесь можно найти все характеры и социальные типы: на переднем плане рядом с добродушным юнцом зловеще ухмыляется субъект в котелке, епископ пыжится от самодовольства, судачат лавочники, а восторженная дамочка что-то выкрикивает. Над толпой развиваются лозунги: «Да здравствует социальная…» (конец надписи не виден), «Да здравствует Иисус, король Брюсселя». Все маски на полотне индивидуальны, но вместе они сливаются в толпу, которой управляет военный оркестр. Единственный персонаж без маски – Христос, но Его облик словно размыт столпотворением. Эта работа пробивалась на выставки сорок один год и была продемонстрирована только на ретроспективе в 1929 г., а отголосок ее в 2015 г. стал первой фразой фильма другого бельгийца Жако Ван Дормеля «Новейший завет»: «Бог есть, и он живет в Брюсселе». И образ киногероя-Бога не так уж каноничен. Подобное образное эхо «лицо-маска-череп» стало ключевым в творчестве Энсора. Игра со смертью как напоминание о том, что на самом деле есть человек. Случайно ли за 7 лет до смерти художника по бельгийскому радио было ошибочно объявлено о его кончине?

Помимо живописных полотен Энсор известен тонкой графикой, каждый штрих которой наполнен иронией и сарказмом. Именно графические работы были приобретены полностью музеем Антверпена раньше, чем живописные. Что же на них? Правительство, кормящее народ собственными фекалиями, пара влюбленных-насекомых. Автор умеет посмеяться даже над собой, то пририсовывая к автопортрету рубенсовские усы, то изображая себя в виде скелета, а на его визитной карточке была нарисована  похоронная процессия, имя и фамилия художника были написаны на гробе…

Можно ли выстроиться в очередь на Энсора или смотреть в зеркало готов не каждый?

энсор1d5714380a

james-ensor1james-ensor-alimentation-doctrinaire-1889 OK

M29831-3 002карты энсор кости энсор ensor exterminating angel31391773_2_lскелеты энсорJames Ensor Demons Teasing Me 1895ensor christ enteringJames Ensor Strange Insects


Татьяна Яковлева Татьяна Яковлева — кандидат филологических наук. Окончила Таганрогский государственный пединститут по специальности «филология» и Южный федеральный университет по специальности «психология». Автор научных статей, посвящённых изучению концептов в статической и динамической сферах русского языка. Живёт в Таганроге.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *