Татьяна Яковлева — Павел Зальцман: раздробленный мир

Сотни страхов и искажённых лиц, голод и дрожащие руки, любовь и бег без глаз, слепое вдохновение, всё это, безусловно, срослось, и некоторым различием связей люди делятся на людей.

Павел Зальцман, «Осколки разбитого вдребезги. Дневники и воспоминания 1925-1955»

Павел Яковлевич Зальцман — художник, поэт, прозаик — родился 2 января 1912 года в Кишинёве. Его отец, Яков Яковлевич, немец по происхождению, служил офицером в русской армии; мать, Мария Николаевна, воспитывала троих детей — старших сестёр, которые эмигрировали ещё до революции, и Павла. С 1917 по 1925 год семья Зальцманов находится в постоянных переездах, и эти детские впечатления от скитаний, выменивания книг на еду, поиска и обустройства жилья, страха нищеты и гонений только подкрепятся последующими событиями в жизни Павла Зальцмана и станут основой образной системы его творчества. Человек в бумажном колпаке, часто встречающийся в его графических работах, — частично автобиографический, частично общечеловеческий символ того, кто незащищён перед ударами судьбы, кто не существует без груды справок и документов, кто вынужден выживать, а не жить, а тем более — творить. Тем не менее, именно атмосфера книг, отцовская коллекция картин и репродукций, а главное, — желание жить в своём мире, а не в окружающей действительности перевесили ужасы военных лет и жизненные невзгоды.

В 1929 году произошло знаменательное событие в жизни Павла Зальцмана, во многом определившее его стиль как художника, — он познакомился с Павлом Филоновым и стал одним из его учеников. Школа Филонова для него стала не просто школой живописи, хотя ряд работ Зальцмана — своеобразный диалог с учителем, который ведется в его художественной манере, но главное — школой личности. Первый блокадный год работал проектировщиком маскировочных работ на обороне Ленинграда. 27 июля 1942 года был эвакуирован из города с «Ленфильмом» и 20 августа прибыл в Алма-Ату.

Зальцман, несмотря на мощное художественное влияние со стороны Филонова, знакомство со многими художниками и литераторами, в том числе с Хармсом и Домбровским, творчеством ОБЭРИУ и ленинградским авангардом 20-30-х гг., сумел сформировать свой стиль, который является и голосом из хора, и в то же время имеет отчетливые индивидуальные черты. Он читал и переводил немецких романтиков, от Гофмана до Клейста, любил Яна Потоцкого. Среди графических работ ленинградского периода есть иллюстрации к Гауфу.

Если говорить о его графике блокадного и алма-атинского периодов, то важно отметить своеобразное сходство пейзажей и групповых портретов. Эти работы построены по принципу подчеркнутой разъединенности: город раздроблен, осколки улиц делят его на загоны, люди также потеряли себя, и выражения их лиц окаменели, они не смотрят друг на друга, глаза обращены в пустоту. Сами портреты созданы несколькими плоскостями, которые последовательно раскрывают авторскую идею: «Или нос, рождающий глаз, тот – боль, а боль – изломанную бровь и связку мускулов на лбу, то есть мысль; мысль – смех, а смех – уголки рта и ноздрей, а ноздри бьют по мысли, и она рождает воспоминания о том-то и том-то, и это делает косой и тонкий нос. Так делается вещь» [1, с. 130].

Сходство понимания роли и возможности художника Зальцмана и Глебовой отмечает Полина Барскова, говоря о том, что в ситуации катастрофы художник – летописец, его «духовная практика неотъемлема от работы очевидца» [2, с. 175]. В своих дневниковых записях художник отмечает ежедневный изматывающий поиск еды, гибель от голода близких ему людей: родителей и Павла Филонова, события, влекущие за собой неизбежные личностные изменения. Примечательно, что, уже будучи в эвакуации в Алма-Ате, Зальцман читает в очередях за продуктовыми карточками книги, одна из которых – «Приключения Робинзона Крузо», будто инструкция по выживанию и строительству новой цивилизации. И это обустройство собственного маленького мирка в несколько квадратных метров с помощью своих картин, предметов интерьера из семейной коллекции – это и есть своеобразный путь Робинзона.

После войны Павел Зальцман преподавал историю искусств, до конца жизни проработал на Казахской киностудии в качестве художника-постановщика. Интерес к культуре Средней Азии, появившийся ещё в довоенную пору, повлиял на появление в его работах восточных интонаций и колорита. Творческое наследие художника сегодня становится объектом внимания исследователей и критиков, а издание в этом году дневниковых записей Зальцмана может послужить исчерпывающим комментарием не только к наследию автора, но и к эпохе, разбившей вдребезги огромное количество жизней.

Порт. 1935. Б., кар., акв. 26,5х21.

Пять голов. 1929-1930. Б., акв. 35.5х26.5.

Юноша. Крым. 1935. Б., кар., акв. 21,5х14.

Весёлая компания. 1979. Б., тушь, перо. 58х75.

Весёлая компания. Реплика. 1982. Б., тушь. перо. 62х75.

Вечерние прогулки. Комедия. 1962. Б., тушь, перо.

Поэты. 1967. P., watercolor.

Рембрандт II. 1965. Б., тушь, перо.

Там, где они прошли, горят города. 1968. Б., тушь, перо. 43,6х61,4. ГТГ.

Улица. 1929. Б., кар. 28х26.

Автопортрет. Ленинград. 1928. Б., кар.

Игра в карты. 1978. Б., тушь, перо. 47х63.

Их вожделение и их конец. Из цикла «Не забывать». 1964. Б., тушь, перо. 59,4х79,3. ГТГ.

Местечко. 1973. Б., тушь, перо. 50,5х72.

Валеты и дамы. 1975. Б., тушь, перо. 56,2х85. Калининградская государственная художественная галерея.

Большой базар. 1982. Б., тушь, перо. 55х77.

Площадь. 1983. Б., тушь, перо. 50,5х73,5.

Молчать! Из цикла «Не забывать». 1961. Б., тушь, перо. 41,6х45,8. ГТГ.

Он ещё поживёт. 1945. Б., тушь, перо. 36,5×20.

Осенний уют. 1985. Б., тушь, перо. 49х76.

Пригород. 1980-е. Б., тушь, перо. 55х75.

Работы взяты с сайта, посвящённого творчеству Павла Зальцмана.


Татьяна Яковлева — кандидат филологических наук. Окончила Таганрогский государственный пединститут по специальности «филология» и Южный федеральный университет по специальности «психология». Автор научных статей, посвящённых изучению концептов в статической и динамической сферах русского языка. Живёт в Таганроге.

В закладки: постоянная ссылка.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *